Акиро Куросава: самурай, режиссер, мыслитель
23 марта 2012, исполнилось 100 лет со дня рождения величайшего японского режиссера Акиро Куросавы. Имя Куросавы никогда не произносится вскользь, просто так, не подумав. Такие имена вплетаются в историю только золотыми нитями и никогда не забываются. Каждое поколение порождает новое и искреннее восхищение фильмами Куросавы: смелыми, философскими, сильными, вечными. В списках лучших кинолент вы неизменно найдете фильм Акиро Куросавы. Как минимум, один. После просмотра любой из его картин остается яркое "послевкусие": легкое непринятие сменяется безмолвным восхищением. И так будет всегда.
Акиро Куросава был, есть и остается самураем. В 1910 году он появился на свет восьмым ребенком в семье. Отец Куросавы был самураем и принадлежал к старинному роду. Акиро уже с детских лет увлекался творчеством, а, когда не смог поступить в колледж, осознал, что его призвание – киноискусство. Он писал сценарии, но мечтал о съемках своего кино. Его сценарии привлекали внимание критиков, положительно воспринимались обществом и подтверждали мысль о том, что все еще впереди. И вот Акиро Куросава пишет сценарий для фильма "Сага о дзюдо". За ним последовал десяток фильмов ("Пьяный ангел", "Самые красивые", "Гений дзюдо 2", "Скандал" и другие), где Куросава пытался отойти от наболевшей военной темы и сосредоточиться на общественных пороках, законах морали, преступлениях и наказаниях. Особое внимание стоит уделить фильму "Скандал", который был поставлен по произведению "Идиот" Ф.М. Достоевского. Это не одно обращение режиссера к русской или зарубежной классике. Через много лет последует одноименная экранизация Горького "На дне" и Шекспира "Макбет" под названием "Кровавый трон". В 1950 году к Акиро Куросава пришла известность после картины "Расемон", которая была удостоена приза Венецианского фестиваля и награды "Оскар" в 1951 году.
Наверное, расцветом режиссерской деятельности Акиро Куросавы можно назвать картину "Семь самураев". Исключительное, искреннее, мужественное кино, которое считается прародителем жанра "вестерн". Между "Семь самураев" и "Дерсу Узала" было много фильмов. К сожалению, Куросаву не воспринимали в Японии, считая "западным" режиссером, и игнорировали его происхождение. Но он работал над собой, своим стилем, своими картинами. Основал собственную компанию, которая после нескольких неудачных кинолент, обанкротилась. Пытался покончить с собой после полного провала фильма "Под стук трамвайных колес", но его спасли. В 1975 году картина "Дерсу Узала" признана лучшим иностранным фильмом. В 1990 году Куросава получает третий "Оскар" за вклад в киноискусство. Триумф Акиро Куросавы!
До последнего Оскара и после него будет немало проблем и жизненных трудностей. В 1993 году Акиро Куросава представил свою картину "Мададайё" (в переводе – "Нет еще"), которая послужила красивым завершением его карьеры. 6 сентября 1998 года великого самурая кино не стало.
Каждый фильм Акиро Куросава уникален. Каждая минута его просмотра дышит особой жизнью. Веха Куросавы закончена, но душа киноискусства неизменно желает его возвращения.