Кто Вы? Сэмпай, Сэнсей, Шихан...
В понимании японцев, звание «Сэнсей» и тем более «Шихан» нужно заслужить каким-то весомым вкладом в общее для всех нас дело – Киокушин. Трех или пяти полосок на поясе недостаточно.
Впервые побывав в Японии, меня удивило, что в Хонбу к шихану Нарушиме обращаются «сэнсей», а к некоторым обладателям трех полосок на поясе - «сэмпай». В России, и не только – по всему миру – принято так: если у тебя 3 дан, то ты - Сэнсей, 5 дан – то Шихан. В Японии по-другому. Почему для иностранцев упростили эти понятия?
Разъяснить ситуацию помог японец, который работает в этой сфере не один год.
Почему человека с четырьмя полосками на черном поясе в Хонбу зовут «сэмпай»?
Дословно с яп. «сэмпай» (иероглифы ??) переводится как «старший». По возрасту или по поясу. Или равный по поясу, а возможно, даже младший, но если я знаю, что он начал заниматься каратэ раньше меня, то он для меня – Сэмпай.
Сэмпай – это понятие, которое говорит о довольно близких рабочих или личных отношениях. Например, дети в моей группе зовут меня «сэмпай».
А кто тогда Сэнсей?
Сэнсей (??)- это тот, кто учит. Кто тренирует. К примеру, у тебя 1 дан и ты ведешь группу. Для своих учеников ты будешь «сэнсей». Но так же они могут называть тебя и «сэмпай».
Тогда в чем разница?
Сэнсей – это более официально. Это показывает дистанцию между учеником и учителем, между людьми. Например, когда мы проводим какое-то официальное мероприятие, на котором присутствует много людей, я всегда говорю: «Нарушима-Сэнсей». Или, например, я не знаю, какой дан у сэнсея Плеханова, но он – серебряный призер чемпионата мира. Поэтому я буду обращаться к нему только Сэнсей.
А кто тогда Шихан (??)?
В переводе с японского, первый иероглиф означает «эксперт, учитель, мастер», второй – «образец, модель».
Мое личное мнение: шихан - это тот, кто внес огромный вклад в Киокушин. У кого свой, отличный от других, стиль. В организации много 5 данов, но шиханов – единицы. Для меня шихан это ….(задумался)… например, Накамура – шихан. Года – шихан.
Есть люди, которые имеют, например, 3 или 5 полосок на поясе. Их вклад в каратэ не сравним с вкладом других людей, но они просят называть их «Сэнсей» или «Шихан». Это неправильно. Мы можем обращаться к ним «Бранч чиф» или «мистер». А звание «Сэнсей» или тем более «Шихан» нужно заслужить каким-то весомым вкладом в общее для всех нас дело – Киокушин.
Еще в Японии есть такое понятие как «сото» и «учи»…
Да, например, я говорю "Фукуда Шихан", потому что я пришел извне, я - «сото», а те, кто с ним каждый день, зовут его «сэмпай». Сэмпай – это очень уважительно, не нужно думать, что это хуже, чем сэнсей. Нет, это просто…ближе.
Почему тогда во всем мире, кроме Японии, приняли такую систему: 3 дан = сэнсей, 5 дан = шихан?
Потому что так проще. Вам не нужно думать, как обратиться к человеку.
Что такое шихан-дай (???)?
«Дай» - это заместитель, то есть тот, кто ниже, следующий за шиханом.
А как быть в неформальной обстановке? Например, вне зала или офиса – вы тоже называете друг друга «сэмпай», «сэнсей»?
Да, конечно. Это не зависит от того, где мы находимся. Ведь это показатель нашего отношения друг к другу.
Все, о чем вы сейчас говорили, относится только к Киокушину или ко всем боевым искусствам в Японии?
Это относится ко всем искусствам, где можно быть Мастером.
Даже к чайной церемонии (улыбается).
Источник http://karateural.ru/exclusive/83-kto-vy-sempay-sensey-shihan.html