Большая история маленького Додзё Масутацу Оямы
Мы хотим познакомить читателей с историей Доджо Оямы, что за университетом Риккё, являющимся местом рождения Киокушин каратэ. И хотя зародился Киокушин в Мэдзиро, но с точки зрения методики обучения, системы техники, «Ояма Доджо» больше соответствует такому статусу.
![](/img/oyama/1346071555_oyama-dojo.jpeg)
Вход в Доджо Оямы
Ну что ж, добро пожаловать в Доджо.
"Нихон Каратэ-до Киокушинкай", обычно называемый "Ояма Доджо" располагалось под табличкой в одной из комнат по адресу Токио, Тосима-ку, Икэбукуро 3-1360.
В связи с реформой обозначения жилья нумерация территории изменилась, поэтому теперь официальным адресом считается Ниси=Икэбукуро 3-16. Это место находится в двух шагах от здания Хонбу.
![](/img/oyama/1346071538_oyama-dojo1.jpeg)
Ранее в 1952 году здесь висела табличка "Балетная школа Макото Эномото" (Сейчас ей руководит Масаюки Кавасима), но в 1956 году она переехала в сторону станции Окубо и право пользования помещением перешло к Масутацу Ояме.
И сейчас по-прежнему "Балетная школа Макото Эномото" работает, уже под именем "Балетная школа при Токийском Балетном театре", недалеко от станции Окубо линии JR.
Почему же именно здесь разместился Доджо?
Дело в том, что Ояма взял кредит у друга и выкупил квартиру в Мэдзиро и переехал в район Итабаси. К этому времени в семье Оямы уже родились две дочери. Младшая занималась балетом. Этим залом для занятий балетом и была "Балетная школа Макото Эномото”.
Вот как о тех временах рассказывает Тияко, жена Оямы.
Тияко: Это правда. Кстати, когда мы арендовали этот балетный класс, во время занятий иногда приходили якудза. Но занятия продолжались.
Преподаватель балета часто с ними сталкивался. Они говорили с ним очень агрессивно: "Пошел вон!”
- И тогда приходили исполненные чувства справедливости каратисты и выгоняли якудза!
Тияко: Ну я не говорю, что они были настолько смелые (смеется).
В конце концов, этот балетный класс не вытерпел, и переехал в другое место. Но контракт был действителен еще на несколько лет.
Тогда преподаватель по балету сказал Ояме: "Мы бы не хотели вас выгонять, оставляя зал при действующем контракте - это было бы очень досадно. Сэнсэй Ояма, давайте так сделаем: вы не будете платить деньги, занимайтесь каратэ в этом Доджо каждый день".
![](/img/oyama/1346071572_oyama-dojo2.jpeg)
Итиро Минамимото рассказывал, что кредитор (видимо, якудза) решил, что балетная школа обанкротилась и забил досками всю дверь школы. Ояма по просьбе Эномото сорвал все доски и отбил атаку кредитора, за что и получил зал в пользование.
Как бы то ни было точно можно сказать, что право на аренду Ояма получил от Эномото, который получал угрозы от людей с нехорошим прошлым.
![](/img/oyama/1346071601_oyama-dojo3.jpeg)
Какие бы ни были неприятности, однако ученики, ранее тренировавшиеся во дворе и на свободных участках земли, теперь были рады. Теперь была крыша, под которой можно было укрыться от дождя, благодаря полу можно было не пачкать ноги, а правильность выполнения можно было сверять с зеркалом. Более того, место было оснащено водопроводом, всегда можно было попить воды, а тренироваться можно было и ночью благодаря электрическому свету. Сделавший новую вывеску "Ояма Доджо" Кэндзи Мидзусима (ныне Кэндзи Като) радуясь изменениям в округе вышел на контакт с одним из занимающихся. Это происходило в июне 1956 года.
![](/img/oyama/1346071602_oyama-dojo4.jpeg)
![](/img/oyama/1346071611_oyama-dojo5.jpeg)
В это же время Ояма стал членом Японской Ассоциации Годзюкай и получил 7 дан. Мидзусима, который повесил вывеску, также ходил и в Хонбу Годзюкай в районе Асакуса. Вышеупомянутый Минамото на факультете искусств Японского Университета изучал Годзюрю, а его старший товарищ по университету Исибаси Масаси также занимался Годзюрю. И появившийся в период Мэдзиро Эйдзи Ясуда тоже в период обучения в старших классах школы занимался Годзюрю каратэ... Таким образом поначалу Доджо Оямы был Доджо Годзюрю. Влияние этого стиля на Киокушин ощущается до сих пор. Основа обучения имеет истоки в годзюрю.
![](/img/oyama/1346071551_oyama-dojo6.jpeg)
Итак, название места стало «Ояма Доджо», однако Масутацу Ояма, хозяин доджо, здесь так и не показался.
Назначив Мидзусиму первым шиханом доджо, поручив тренировочный процесс Минамимото, а также Ясуде (продолжавшем обучение в университете Гакусюин и числившийся в Сётокай), сам Ояма в этом 1956 году в ноябре, как и было запланировано, уехал на «сельский колизей» - на бои с быками. В районе Кимицу префектуры Тиба, он начал свои сборы примерно в августа и пробыл там около двух месяцев. Доджо остался без внимания. Тем не менее, в отсутствие хозяина доджо постепенно набирал обороты.
![](/img/oyama/1346071535_oyama-dojo7.jpeg)
На рисунке – набросок плана доджо Оямы до 1958 года. Этот рисунок не является точной копией плана, однако основан на рассказе Хацуо Роямы и сверен с фото того времени.
Расположение менялось время от времени, но размер зала был 10 на 15 метров. Слева и справа – оконные стекла, в окне виднелась надпись «Балет Эномото».
![](/img/oyama/1346071560_oyama-dojo8.jpeg)
Считается, что если выйти через левую дверь, при выходе сразу располагался туалет. В месте для переодевания сверху свисала проволока, на ней висела большая ванная занавеска, и таким образом получалась простая раздевалка.
Здесь на стене висели многочисленные доги.
![](/img/oyama/1346071576_oyama-dojo9.jpeg)
В углу напротив стоял стол, за которым вел записи Ояма. На стороне домашнего алтаря ставили стулья для зрителей.
Мешки с песком висели на одной из четырех балок, располагавшихся по стенам.
Большое количество снаряжения: скамьи, макивара, «конь», орудия: шесты и другое оборудование стояло и висело здесь и там на стенах.
![](/img/oyama/1346071581_oyama-dojo10.jpeg)
У этой деревянной квартиры, похоже, был не очень устойчивый фундамент, пол шатался, и несмотря на то, что это был первый этаж, крыша потекла, а зеркало и окна треснули.
Настало время перестроить здание по обычному образцу.
![](/img/oyama/1346071525_oyama-dojo11.jpeg)
Наступил следующий год, зимой дул холодный ветер, а летом пошел сильный запах из туалета. Иногда кто-то вставлял новые зеркала и окна, но через некоторое время они снова трескались. Тренировки проходили четыре раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Мидзусима работал на фирме, Минамимото и Ясуда – на факультете каратэ в университете. Из-за этого занятия шли с 18 до 21 часов.
Впоследствии время и дни тренировок менялись, но в начале расписание было именно таким.
Ежемесячная плата за обучение составляла 300 йен за первый месяц и 500 йен за последующие. «Мы разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».
![](/img/oyama/1346071620_oyama-dojo12.jpeg)
В середине 50-х в Японии началась мода на бодибилдинг. В Доджо Оямы также приходили люди, заинтересованные в бодибилдинге. Но оборудование в доджо было как на фотографии сверху: были скамьи, штанги, гантели, шесты, но не более того.
Помимо Мидзусимы остальные ученики Оямы со времен Мэдзиро бесконечно повторяли элементы Кихона и до спаррингов как правило дело не доходило. Но на тренировки стала сильно влиять система обучения секции каратэ факультета искусств Японского Университета. В годзюрю реальный бой произвел революцию.
Уровень кумитэ учеников и членов театральной труппы, приведенных с факультета сэнсэями Исибаси и Минамимото, был довольно высок. Они значительно превосходили остальных по силе. Так стали улучшаться система тренировок и техника боя.
![](/img/oyama/1346071582_oyama-dojo13.jpeg)
Как проходили тренировки в то время
«На тренировках мы, сперва размяв тело в упражнениях на гибкость, на пресс, поприседав, держа товарища на плечах, затем разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».
Техника перемещений начиналась с простого, но постепенно становилась все сложнее и сложнее. Затем изучали элементы Ката. Учили Ката так: запоминали по одному движению, затем постепенно связывали их в одну Ката.
Затем – самбон кумитэ, якусоку кумитэ.
Была и тренировка «Сикодати». Все участники вставали в стойку «Сикодати», выравнивались по одинаковой высоте головы и до бесконечности ходили по доджо. Добавив цуки и гэданбараи, снова принимались перемещаться по доджо.
Если кто- то получал замечание, вся группа должна была замереть в этом положении. И если кто-то пытался вытянуть ногу, он получал удар и летел кувырком.
Про эту тренировку Сикодати даже Кэндзи Като говорил: «Бедра страшно распухали, так, что и в туалете было непросто присесть».
Кроме того, тогда счет во время тренировки кихона был медленным. Сегодня на каждый крик делается одно движение, а тогда целая комбинация. Новичкам было очень сложно поспевать.
![](/img/oyama/1346071533_oyama-dojo14.jpeg)
После окончания боев с быками Ояма практически не появлялся в Доджо.
Причиной тому было показательное выступление на учредительной конференции Федерации Каратэ в Яманаси и затем скорый отъезд в Европу, Америку и бои с быками в Мексике.
В октябре 1961 года Мидзусима поехал к Ояме с просьбой начать тренировки, и с тех пор периодически Ояма тренирует в доджо.
Во второй части статьи о Доджо Оямы повествуется об условиях в которых выковывались первые киокушиновцы, о становлении градации в поясах и появлении отличительного символа Канку.
В 1957 году Ояма написал книгу. На следующий год эта книга была выпущена Токийской новостной компанией под названием «Что такое каратэ?». Иллюстрации книги позволяют заглянуть в прошлое и фактически подтвердить рассказы членов Доджо Оямы того времени.
![](/img/oyama/1347999890_oyama1.jpg)
В 1958 году Доджо Оямы стал независимым, и была создана Японская организация Каратэ Кёкусин.
Из-за выхода Доджо из федерации Годзюрю Минамимото провел ясную черту и прекратил тренировки в Доджо, передав дела Масаси Исибаси. По правде сказать, Исибаси стал появляться в доджо еще раньше, но только в это время он стал официально тренировать в Доджо.
Главными шиханами были в то время Ясуда, Кэндзи Куросаки и Исибаси. У Мидзусимы была основная работа и, начиная с тех времен, он стал реже и реже появляться в Доджо.
![](/img/oyama/1347999895_oyama2.jpg)
В 1958 году Ивао Мацумото – ученику Оямы во времена тренировок в районе Сугинами – исполнилось 30. В то время, когда он пришел в Ояма Доджо, костяк взрослых бойцов составляли такие бойцы как Куниёси Ояма, Кэйдзи Хата, Ёситака Тода, Юити Минэно.
Члены этого круга сыграли немалую роль в привлечении средств для новой организации. Детских групп в то время еще не было, и финансовая ситуация была нестабильная.
Отдельной женской группы тоже не было, но в списках занимающихся значились сестра Кадзухисы Ватанабэ и профессиональная борчиха Томита (победительница по борьбе в среднем весе в стиле парных «тэг-команд»).
Тогда в Доджо Оямы практиковалась клятва воспитанника «Годзёкун», которая впоследствии легла в основу «Додзекун». Каждому новичку эта клятва вручалась, напечатанной на грубой бумаге.
![](/img/oyama/1347999900_oyama3.jpg)
Клянемся:
- гордиться тем, что изучаем путь каратэ
- соблюдать этикет
- стремиться к простоте и силе духа
- развивать дух единства и взаимопомощи
- уважать традиционные древние японские воинские обычаи
Строку «гордиться тем, что изучаем путь каратэ» использовали когда вышли из Федерации Годзю-рю. Раньше в этом месте были слова: «Мы, занимающиеся каратэ-до, обязуемся гордиться тем, что изучаем путь Годзю». Из-за выхода из организации поменяли «Годзю» на «Каратэ».
![](/img/oyama/1347999968_oyama4.jpg)
Затем был создан логотип «Канку» старого образца. Харамото создал дизайн надписи «Кёкусинкай». Этот старый логотип «Канку» использовался примерно до 1960 года.
Приблизительно в это время начали выдавать членские карточки Ояма Доджо. Форма этого членского билета была также использована в карточке Ашихара Доджо Организации Кёкусинкайкан.
![](/img/oyama/1347999904_oyama5.jpg)
![](/img/oyama/1347999923_oyama6.jpg)
Членская карточка Ояма Доджо (неофициальная копия)
По воспоминаниям Сэнсэя Ясухико Ояма, в 1963 году произошли изменения, клятву Годзёкун напечатали на грубой японской бумаге, старый вариант «канку» убрали с членских билетов, цветовую гамму взяли с регистрационных карточек гавайского отделения, и в результате членскую карточку сделали, увеличив вариант билета, принадлежащего Сэнсэю Ёдзи Соэно.
На подлинных членских карточках должна была стоять печать «Ояма», членский номер и корпоративная печать «Японская организация Каратэ-до Кёкусин», поэтому даже если кто-то распечатал бы карточку, ее нельзя было бы использовать.
В Ояма Доджо в 1961 году было 20 черных поясов, так что о нем говорили как о доджо, где черных поясов мало. Хотя поначалу в доджо использовались только три вида поясов: белый, желтый и черный.
Затем добавился еще один промежуточный пояс - зеленый.
И только после переезда в здание Хонбу была введена привычная нам система из белого, синего, желтого, зеленого, коричневого и черного поясов.
Те занимающиеся, у кого не было денег на то, чтобы покупать новые пояса, красили пояса краской-спреем.
![](/img/oyama/1347999952_oyama7.jpg)
Если продолжать разговор о поясах, в Доджо Оямы ученики одевали самые разные доги. Были ученики в кимоно для Кэндо, для Дзюдо. Даже после образования организации Кёкусинкай многие занимающиеся приходили на занятиях в кимоно с символикой Годзю-кай.
Примерно с 1962 года большинство стало носить доги с вышитыми иероглифами «Кёкусинкай» , однако было довольно много и тех, кто носил белые доги без какой-либо вышивки.
![](/img/oyama/1347999931_oyama8.jpg)
![](/img/oyama/1347999921_oyama9.jpg)
Кроме того, вероятно, чтобы обозначить, чьи это Доги, некоторые занимающиеся на кимоно писали иероглифы своего имени, а некоторые – просто слова по своему собственному выбору.
Какими были бои? После переезда, говорят, в основном шло обозначение удара ладонью. Но Минамимото ввел удары руками в голову, и допускались любые удары, в том числе в пах и удары руками в лицо.
![](/img/oyama/1347999961_oyama10.jpg)
Вероятно, главной причиной тому стало то, что костяком группы стали «горячие» молодые студенты, а сам Ояма не слишком препятствовал таким нововведениям.
Примерно в 1957 году для защиты кулаков стали использовать полотенца, а с 1963-го года стали спарринговаться в перчатках.
![](/img/oyama/1347999926_oyama11.jpg)
Если ранее бой вели на дальней дистанции, то сейчас все более распространенным стал бой на близком расстоянии, ширился репертуар техник, все активнее использовались захваты.
От простых боев с обороной и нападением ученики двигались в сторону техники подавления оппонента путем преследования противника к стене или к месту, где трудно опереться, а также с помощью захватов, хуков, ударов в горло.
Вся эта техника развивалась в ходе боев с иностранцами крупного телосложения, людьми, приходящими на тренировки для того, чтобы бросить вызов местным ученикам, а также с представителями других направлений боевых искусств.
![](/img/oyama/1347999944_oyama12.jpg)
Короче говоря, несмотря на то, что использовалось «все подряд», на самом деле между занимающимися было негласное взаимопонимание, поэтому, как говорят, серьезные травмы были нечасты.
Однако, важно понимать, что представления о «серьезной травме» тогда и сейчас значительно различались.
![](/img/oyama/1347999915_oyama13.jpg)
Из-за того, что в Доджо Оямы проводилось много жестких поединков, необходимо принимать во внимание, что стали более частыми бои, в которых один из спаррингующихся получал нок-аут.
Таким образом складывались хорошие условия для того, чтобы проводить поединки до чистой победы, пока противник не будет повержен.
![](/img/oyama/1347999904_oyama14.jpg)
Хотя, по сравнению с профессиональными боями, наблюдалось некоторое отставание, и Акио Фудзихира, например, повышал свой опыт с помощью боев по версии Муай-тай и кикбоксинга. (Впрочем, это было связано и с использованием перчаток, и с проблемой правил.)
Однако даже если этого не учитывать, в то время среди всех японских каратэ-доджо, ученики «Ояма Доджо» могли воистину гордиться тем, что являются бойцами высшего класса.
![](/img/oyama/1347999921_oyama15.jpg)
Итак, Ояма Доджо, в котором с 1956 по 1964 год занималось более 700 учеников, в октябре 1964 года переехал в здание Хонбу и с тех пор Доджо Оямы перестало играть свою роль, став легендой.
Такова настоящая история доджо Оямы. И еще живы люди, которые восхищаются Доджо Оямы и с тоской вспоминают его.
Ну, на этом все.
Источник: http://superkarate.ru/article/3756-dojo-oyama.html http://superkarate.ru/article/3821-dojo-oyama.html