Большая история маленького Додзё Масутацу Оямы

Мы хотим познакомить читателей с историей Доджо Оямы, что за университетом Риккё, являющимся местом рождения Киокушин каратэ. И хотя зародился Киокушин в Мэдзиро, но с точки зрения методики обучения, системы техники, «Ояма Доджо» больше соответствует такому статусу.

 

Вход в Доджо Оямы

 

Ну что ж, добро пожаловать в Доджо.
"Нихон Каратэ-до Киокушинкай", обычно называемый "Ояма Доджо" располагалось под табличкой в одной из комнат по адресу Токио, Тосима-ку, Икэбукуро 3-1360.
В связи с реформой обозначения жилья нумерация территории изменилась, поэтому теперь официальным адресом считается Ниси=Икэбукуро 3-16. Это место находится в двух шагах от здания Хонбу.

Светлым кругом обозначено место расположения Ояма Доджо
 

Ранее в 1952 году здесь висела табличка "Балетная школа Макото Эномото" (Сейчас ей руководит Масаюки Кавасима), но в 1956 году она переехала в сторону станции Окубо и право пользования помещением перешло к Масутацу Ояме.
И сейчас по-прежнему "Балетная школа Макото Эномото" работает, уже под именем "Балетная школа при Токийском Балетном театре", недалеко от станции Окубо линии JR.
Почему же именно здесь разместился Доджо?
Дело в том, что Ояма взял кредит у друга и выкупил квартиру в Мэдзиро и переехал в район Итабаси. К этому времени в семье Оямы уже родились две дочери. Младшая занималась балетом. Этим залом для занятий балетом и была "Балетная школа Макото Эномото”.
Вот как о тех временах рассказывает Тияко, жена Оямы.
Тияко: Это правда. Кстати, когда мы арендовали этот балетный класс, во время занятий иногда приходили якудза. Но занятия продолжались.
Преподаватель балета часто с ними сталкивался. Они говорили с ним очень агрессивно: "Пошел вон!”
- И тогда приходили исполненные чувства справедливости каратисты и выгоняли якудза!
Тияко: Ну я не говорю, что они были настолько смелые (смеется).
В конце концов, этот балетный класс не вытерпел, и переехал в другое место. Но контракт был действителен еще на несколько лет.
Тогда преподаватель по балету сказал Ояме: "Мы бы не хотели вас выгонять, оставляя зал при действующем контракте - это было бы очень досадно. Сэнсэй Ояма, давайте так сделаем: вы не будете платить деньги, занимайтесь каратэ в этом Доджо каждый день".

 

Итиро Минамимото рассказывал, что кредитор (видимо, якудза) решил, что балетная школа обанкротилась и забил досками всю дверь школы. Ояма по просьбе Эномото сорвал все доски и отбил атаку кредитора, за что и получил зал в пользование.
Как бы то ни было точно можно сказать, что право на аренду Ояма получил от Эномото, который получал угрозы от людей с нехорошим прошлым.

В окне - название Балет Эномото
 

Какие бы ни были неприятности, однако ученики, ранее тренировавшиеся во дворе и на свободных участках земли, теперь были рады. Теперь была крыша, под которой можно было укрыться от дождя, благодаря полу можно было не пачкать ноги, а правильность выполнения можно было сверять с зеркалом. Более того, место было оснащено водопроводом, всегда можно было попить воды, а тренироваться можно было и ночью благодаря электрическому свету. Сделавший новую вывеску "Ояма Доджо" Кэндзи Мидзусима (ныне Кэндзи Като) радуясь изменениям в округе вышел на контакт с одним из занимающихся. Это происходило в июне 1956 года.

Вывеска того времени
 

В это же время Ояма стал членом Японской Ассоциации Годзюкай и получил 7 дан. Мидзусима, который повесил вывеску, также ходил и в Хонбу Годзюкай в районе Асакуса. Вышеупомянутый Минамото на факультете искусств Японского Университета изучал Годзюрю, а его старший товарищ по университету Исибаси Масаси также занимался Годзюрю. И появившийся в период Мэдзиро Эйдзи Ясуда тоже в период обучения в старших классах школы занимался Годзюрю каратэ... Таким образом поначалу Доджо Оямы был Доджо Годзюрю. Влияние этого стиля на Киокушин ощущается до сих пор. Основа обучения имеет истоки в годзюрю.

 

Итак, название места стало «Ояма Доджо», однако Масутацу Ояма, хозяин доджо, здесь так и не показался.
Назначив Мидзусиму первым шиханом доджо, поручив тренировочный процесс Минамимото, а также Ясуде (продолжавшем обучение в университете Гакусюин и числившийся в Сётокай), сам Ояма в этом 1956 году в ноябре, как и было запланировано, уехал на «сельский колизей» - на бои с быками. В районе Кимицу префектуры Тиба, он начал свои сборы примерно в августа и пробыл там около двух месяцев. Доджо остался без внимания. Тем не менее, в отсутствие хозяина доджо постепенно набирал обороты.

План Доджо Оямы

 

На рисунке – набросок плана доджо Оямы до 1958 года. Этот рисунок не является точной копией плана, однако основан на рассказе Хацуо Роямы и сверен с фото того времени.
Расположение менялось время от времени, но размер зала был 10 на 15 метров. Слева и справа – оконные стекла, в окне виднелась надпись «Балет Эномото».

В окне – надпись «балет»
 

Считается, что если выйти через левую дверь, при выходе сразу располагался туалет. В месте для переодевания сверху свисала проволока, на ней висела большая ванная занавеска, и таким образом получалась простая раздевалка.
Здесь на стене висели многочисленные доги.

На стене множество Доги
 

В углу напротив стоял стол, за которым вел записи Ояма. На стороне домашнего алтаря ставили стулья для зрителей.
Мешки с песком висели на одной из четырех балок, располагавшихся по стенам.
Большое количество снаряжения: скамьи, макивара, «конь», орудия: шесты и другое оборудование стояло и висело здесь и там на стенах.

 

У этой деревянной квартиры, похоже, был не очень устойчивый фундамент, пол шатался, и несмотря на то, что это был первый этаж, крыша потекла, а зеркало и окна треснули.
Настало время перестроить здание по обычному образцу.

 


 

Наступил следующий год, зимой дул холодный ветер, а летом пошел сильный запах из туалета. Иногда кто-то вставлял новые зеркала и окна, но через некоторое время они снова трескались. Тренировки проходили четыре раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Мидзусима работал на фирме, Минамимото и Ясуда – на факультете каратэ в университете. Из-за этого занятия шли с 18 до 21 часов.
Впоследствии время и дни тренировок менялись, но в начале расписание было именно таким.
Ежемесячная плата за обучение составляла 300 йен за первый месяц и 500 йен за последующие. «Мы разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».

В середине 50-х в Японии началась мода на бодибилдинг. В Доджо Оямы также приходили люди, заинтересованные в бодибилдинге. Но оборудование в доджо было как на фотографии сверху: были скамьи, штанги, гантели, шесты, но не более того.

Помимо Мидзусимы остальные ученики Оямы со времен Мэдзиро бесконечно повторяли элементы Кихона и до спаррингов как правило дело не доходило. Но на тренировки стала сильно влиять система обучения секции каратэ факультета искусств Японского Университета. В годзюрю реальный бой произвел революцию.

Уровень кумитэ учеников и членов театральной труппы, приведенных с факультета сэнсэями Исибаси и Минамимото, был довольно высок. Они значительно превосходили остальных по силе. Так стали улучшаться система тренировок и техника боя.

 

Как проходили тренировки в то время
«На тренировках мы, сперва размяв тело в упражнениях на гибкость, на пресс, поприседав, держа товарища на плечах, затем разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».
Техника перемещений начиналась с простого, но постепенно становилась все сложнее и сложнее. Затем изучали элементы Ката. Учили Ката так: запоминали по одному движению, затем постепенно связывали их в одну Ката.
Затем – самбон кумитэ, якусоку кумитэ.

Была и тренировка «Сикодати». Все участники вставали в стойку «Сикодати», выравнивались по одинаковой высоте головы и до бесконечности ходили по доджо. Добавив цуки и гэданбараи, снова принимались перемещаться по доджо.
Если кто- то получал замечание, вся группа должна была замереть в этом положении. И если кто-то пытался вытянуть ногу, он получал удар и летел кувырком.
Про эту тренировку Сикодати даже Кэндзи Като говорил: «Бедра страшно распухали, так, что и в туалете было непросто присесть».
Кроме того, тогда счет во время тренировки кихона был медленным. Сегодня на каждый крик делается одно движение, а тогда целая комбинация. Новичкам было очень сложно поспевать.


 

После окончания боев с быками Ояма практически не появлялся в Доджо.
Причиной тому было показательное выступление на учредительной конференции Федерации Каратэ в Яманаси и затем скорый отъезд в Европу, Америку и бои с быками в Мексике.
В октябре 1961 года Мидзусима поехал к Ояме с просьбой начать тренировки, и с тех пор периодически Ояма тренирует в доджо.

Во второй части статьи о Доджо Оямы повествуется об условиях в которых выковывались первые киокушиновцы, о становлении градации в поясах и появлении отличительного символа Канку.

В 1957 году Ояма написал книгу. На следующий год эта книга была выпущена Токийской новостной компанией под названием «Что такое каратэ?». Иллюстрации книги позволяют заглянуть в прошлое и фактически подтвердить рассказы членов Доджо Оямы того времени.

 

Кумитэ Масутацу Оямы и Эйдзи Ясуды

 

В 1958 году Доджо Оямы стал независимым, и была создана Японская организация Каратэ Кёкусин.

Из-за выхода Доджо из федерации Годзюрю Минамимото провел ясную черту и прекратил тренировки в Доджо, передав дела Масаси Исибаси. По правде сказать, Исибаси стал появляться в доджо еще раньше, но только в это время он стал официально тренировать в Доджо.

Главными шиханами были в то время Ясуда, Кэндзи Куросаки и Исибаси. У Мидзусимы была основная работа и, начиная с тех времен, он стал реже и реже появляться в Доджо.

 


 

В 1958 году Ивао Мацумото – ученику Оямы во времена тренировок в районе Сугинами – исполнилось 30. В то время, когда он пришел в Ояма Доджо, костяк взрослых бойцов составляли такие бойцы как Куниёси Ояма, Кэйдзи Хата, Ёситака Тода, Юити Минэно.

Члены этого круга сыграли немалую роль в привлечении средств для новой организации. Детских групп в то время еще не было, и финансовая ситуация была нестабильная.
Отдельной женской группы тоже не было, но в списках занимающихся значились сестра Кадзухисы Ватанабэ и профессиональная борчиха Томита (победительница по борьбе в среднем весе в стиле парных «тэг-команд»).

Тогда в Доджо Оямы практиковалась клятва воспитанника «Годзёкун», которая впоследствии легла в основу «Додзекун». Каждому новичку эта клятва вручалась, напечатанной на грубой бумаге.

 

Годзёкун (неофициальная копия)

 

Годзёкун

Клянемся:
- гордиться тем, что изучаем путь каратэ
- соблюдать этикет
- стремиться к простоте и силе духа
- развивать дух единства и взаимопомощи
- уважать традиционные древние японские воинские обычаи

Ояма Доджо Японской Организации Каратэ-до Киокушин
 

Строку «гордиться тем, что изучаем путь каратэ» использовали когда вышли из Федерации Годзю-рю. Раньше в этом месте были слова: «Мы, занимающиеся каратэ-до, обязуемся гордиться тем, что изучаем путь Годзю». Из-за выхода из организации поменяли «Годзю» на «Каратэ».

Старый знак «Канку» (неофициальная копия, не все детали, вероятно, переданы точно)

 

Затем был создан логотип «Канку» старого образца. Харамото создал дизайн надписи «Кёкусинкай». Этот старый логотип «Канку» использовался примерно до 1960 года.
Приблизительно в это время начали выдавать членские карточки Ояма Доджо. Форма этого членского билета была также использована в карточке Ашихара Доджо Организации Кёкусинкайкан.

 



Членская карточка Ояма Доджо (неофициальная копия)

 

По воспоминаниям Сэнсэя Ясухико Ояма, в 1963 году произошли изменения, клятву Годзёкун напечатали на грубой японской бумаге, старый вариант «канку» убрали с членских билетов, цветовую гамму взяли с регистрационных карточек гавайского отделения, и в результате членскую карточку сделали, увеличив вариант билета, принадлежащего Сэнсэю Ёдзи Соэно.

На подлинных членских карточках должна была стоять печать «Ояма», членский номер и корпоративная печать «Японская организация Каратэ-до Кёкусин», поэтому даже если кто-то распечатал бы карточку, ее нельзя было бы использовать.

В Ояма Доджо в 1961 году было 20 черных поясов, так что о нем говорили как о доджо, где черных поясов мало. Хотя поначалу в доджо использовались только три вида поясов: белый, желтый и черный.
Затем добавился еще один промежуточный пояс - зеленый.
И только после переезда в здание Хонбу была введена привычная нам система из белого, синего, желтого, зеленого, коричневого и черного поясов.
Те занимающиеся, у кого не было денег на то, чтобы покупать новые пояса, красили пояса краской-спреем.

 

Видно кимоно для кэндо и кимоно федерации Годзю-рю
 

Если продолжать разговор о поясах, в Доджо Оямы ученики одевали самые разные доги. Были ученики в кимоно для Кэндо, для Дзюдо. Даже после образования организации Кёкусинкай многие занимающиеся приходили на занятиях в кимоно с символикой Годзю-кай.
Примерно с 1962 года большинство стало носить доги с вышитыми иероглифами «Кёкусинкай» , однако было довольно много и тех, кто носил белые доги без какой-либо вышивки.

 

На спине иероглифы «Наму» (буддистское восклицание)

 

На спине могли быть любые символы. (Например, «Кэндзи Куросаки»)

 

Кроме того, вероятно, чтобы обозначить, чьи это Доги, некоторые занимающиеся на кимоно писали иероглифы своего имени, а некоторые – просто слова по своему собственному выбору.

Какими были бои? После переезда, говорят, в основном шло обозначение удара ладонью. Но Минамимото ввел удары руками в голову, и допускались любые удары, в том числе в пах и удары руками в лицо.

 

 

Вероятно, главной причиной тому стало то, что костяком группы стали «горячие» молодые студенты, а сам Ояма не слишком препятствовал таким нововведениям.

Примерно в 1957 году для защиты кулаков стали использовать полотенца, а с 1963-го года стали спарринговаться в перчатках.

 

Обматывали руки полотенцем

 

Если ранее бой вели на дальней дистанции, то сейчас все более распространенным стал бой на близком расстоянии, ширился репертуар техник, все активнее использовались захваты.
От простых боев с обороной и нападением ученики двигались в сторону техники подавления оппонента путем преследования противника к стене или к месту, где трудно опереться, а также с помощью захватов, хуков, ударов в горло.
Вся эта техника развивалась в ходе боев с иностранцами крупного телосложения, людьми, приходящими на тренировки для того, чтобы бросить вызов местным ученикам, а также с представителями других направлений боевых искусств.

 

 

Короче говоря, несмотря на то, что использовалось «все подряд», на самом деле между занимающимися было негласное взаимопонимание, поэтому, как говорят, серьезные травмы были нечасты.

Однако, важно понимать, что представления о «серьезной травме» тогда и сейчас значительно различались.

 

Бои в перчатках

 

Из-за того, что в Доджо Оямы проводилось много жестких поединков, необходимо принимать во внимание, что стали более частыми бои, в которых один из спаррингующихся получал нок-аут.
Таким образом складывались хорошие условия для того, чтобы проводить поединки до чистой победы, пока противник не будет повержен.

 

Также использовались броски

 

Хотя, по сравнению с профессиональными боями, наблюдалось некоторое отставание, и Акио Фудзихира, например, повышал свой опыт с помощью боев по версии Муай-тай и кикбоксинга. (Впрочем, это было связано и с использованием перчаток, и с проблемой правил.)
Однако даже если этого не учитывать, в то время среди всех японских каратэ-доджо, ученики «Ояма Доджо» могли воистину гордиться тем, что являются бойцами высшего класса.

 

Итак, Ояма Доджо, в котором с 1956 по 1964 год занималось более 700 учеников, в октябре 1964 года переехал в здание Хонбу и с тех пор Доджо Оямы перестало играть свою роль, став легендой.

Такова настоящая история доджо Оямы. И еще живы люди, которые восхищаются Доджо Оямы и с тоской вспоминают его.

 

Ну, на этом все.

Источник: http://superkarate.ru/article/3756-dojo-oyama.html http://superkarate.ru/article/3821-dojo-oyama.html

Created: Friday, 15 February 2013 15:52
Hits: 5467

Клуб Единоборств "Семь Самураев" © 2012-2024